Маркетинг для малого бизнеса и вопросы управления

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Классическое понимание маркетинга - это совокупность исследований, информирования (рекламы) и прочих действий по продвижению и продаже товаров и услуг потенциальным клиентам. От слова “to market” - выводить на рынок, размещать на рынке для дальнейшей продажи.

После популяризации концепций создания продукта (product concept), развития продукта (product development), исследования потребностей (customer development) и полезности (из jobs to be done - исследования о выполняемой продуктом полезной работе) понимание маркетинга сместилось от продажи уже произведенного продукта (товара или разработанной услуги) на несколько шагов назад - в сферу разработки продуктов, отвечающим потребностям потенциальных покупателей.

 

Учитывая нашу теорию о категоризации бизнеса по ступени развития (ступенчатое развитие бизнеса пошаговым приобретением ресурсов и инструментов из следующего уровня), уместно напомнить, что в зависимости от размера компании владелец бизнеса (акционеры) могут двигаться по прямой “реализация популярного типового продукта - создание нового продукта и рынка для него” (пример - продажа кухонной мебели в первом случае и продажа первого смартфона Эппл).

Взгляд на развитие способностей бизнеса от продажи commodity goods - общеизвестных, популярных однотипных продуктов с рынком высокой конкуренции до разработки продуктов, будущих лидеров рынка, позволяет распределить маркетинг усилия по целесообразности.

К примеру, не стоило бы компании на стадии ультра-бизнеса (1 владелец, он же замещает функции продаж, поддержки, производства) использовать маркетинг-инструменты с высоким порогом специальных компетенций или требующих выделенного наемного работника. Так, подобный бизнес вынужден ограничиться либо очень малым набором маркетинг-инструментов или покупать услуги по применению подобных услуг аутсорс способом.

Есть ли вероятность, что малый бизнес может получить такой же уровень эффективности и сложности маркетинга, анализа, объема данных, количества и качества экспериментов, как это наблюдается в крупном бизнесе? С развитием технологий уровень сложности инструментов снижается, делая порог входа ниже. Вместе с тем, снижение происходит, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Так, работа, которая раньше могла выполняться 1-3 наемными менеджерами, сегодня может быть выполнена в разы быстрее одним человеком на аутсорсе.

Это, разумеется, идеальный случай, и затрагивает он вспомогательные функции инструментов. Сами же инструменты становятся сложнее, дороже, и растет количество специалистов на аутсорсе, готовых выполнить работу с инструментами.

Вывод напрашивается простой - одновременно с ростом сложности инструментов (в нашем случае речь о маркетинг инструментах) можно ожидать свободные ресурсы для использования подобных инструментов по доступным ценам для бизнеса. С ростом бизнеса ресурсы такого характера будут приняты  в качестве наемных специалистов.

Если динамика выбора инструментов и ресурсов для их использования становится более понятной, неясна природа трансакционных издержек - каким образом владелец бизнеса сможет гарантировать регулярную коммуникацию с аутсорс-работниками по управлению маркетинг процессом, если он не считает это необходимым, возможным и эффективным в силу неподготовленности, нехватки времени, неверного представления о последствиях.

Так, владелец малого бизнеса находится на разных полюсах экстремумов “полностью доверяю аутсорс-работнику (подрядчику)” - “постоянно стараюсь контролировать качество работы подрядчика (сравнение с другими подрядчиками, привлечение аналогичного подрядчика для анализа эффективности работы первого и прочие механизмы, замещающие недостаток компетенций у владельца бизнеса)”. При неоднородности первоначальных компетенций у владельцев бизнеса трансакционные издержки будут разными.

В этом ключе уместно будет упомянуть инструменты коммуникации, интегрированные с инструментами управления (постановки задач, контроля, и пр) - они призваны снизить трансакционные издержки при использовании сложных маркетинг (и прочих общих или специализированных) инструментов. Онлайн-мессенджеры с подобными функциями, глубоко интегрированными или позволяющими простой обмен данными между, скажем, собственно чатом и календарем.

Мы можем допустить, что подобные инструменты упрощают получение информации о статусе операционных задачах во всех функциональных направлениях бизнеса в случае микро- и малого бизнеса, где количество сотрудников больше двух, и обмен информации от постановщика задачи к исполнителю и далее к подрядчику и обратно занимает много времени, теряет актуальность и полноту к моменту получения, требует определенной структуры и механизма принятия решений. Разумеется, у каждой задачи должен быть постановщик, исполнитель, и каждый должен уметь делать свою работу максимально эффективно - постановщик должен уметь ставить задачу и контролировать ее исполнение, а исполнитель должен уметь выполнять поставленную задачу.

Этот момент в нашем обсуждении поднимает вопрос о принципиальной возможности метрик оценки как качества постановки, так и исполнения. Возможно, нужен инструмент, чтобы ставить задачи и выполнять их качественнее. К примеру, если постановщик планирует привлечь трафик на новую страницу сайта про продукт с особенными свойствами, необходимо понимать и исполнителю, и постановщику, как должен выглядеть идеальный результат, как именно выполнять подобную работу, как ее планировать. В нашем понимании, внедрение подобной технологии на основе концепции Job Map © от Strategyn.com  - они разделяют весь процесс работы над задачей на 7-8 этапов. По мере прохождения этапов задача трансформируется из сбора данных, подготовки, проверки, непосредственного выполнения, проверки результата, анализа процесса, завершения и перехода к другим задачам.

Добро пожаловать в Priorum.ru

Priorum.ru ведет свое начало с первого проекта в 2005м году, еще в университетские годы. Домен был зарегистрирован в 2009м году, а статус ИП был получен в 2010м году. Думается, лучшим способом познакомиться будет звонок по номерам ниже:

+7 495 241 13 40
+1 347 937 57 67

Новости

Новая версия опросника

В ответ на ваши запросы об упрощении опросника опубликована новая, простая форма сбора данных для анализа по методу Хужаева. Теперь вместо онлайн формы вы можете скачать Ворд-документ, заполнить его на компьютере или даже вручную.